Календарно-тематический план

  • ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП.13 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ
Наименование разделов и тем Количество часов на освоение учебного материала Теория Практические занятия
1 семестр
Тема 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства» 2 2  
 Урок 1. Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении национальной безопасности. Роль личности, общества и государства в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.   1  
Урок 2. Роль личности, общества и государства в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций   1  
Тема 2. «Основы военной  подготовки» 8 6 2
Урок 3. Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) – эффективное средство в условиях военных действий. Морские беспилотные аппараты (основы технической подготовки и связи).   1  
Урок4.   Оружие массового поражения (радиационная, химическая, биологическая защита).   1  
Урок5. Особенности прохождения военной службы по призыву и по контракту.

Военно-учебные заведения и военно-учебные центры (тактическая подготовка).

  1  
Урок6. Виды, назначение и тактико-технические характеристики современного стрелкового оружия.   1  
Урок7. Основные виды тактических действий войск (тактическая подготовка)

Первая помощь на поле боя (военно-медицинская подготовка. Тактическая медицина)

Свойства местности и их применение в военном деле (военная топография).

  1  
Урок8. Предназначение, общее устройство и тактико-технические характеристики переносных радиостанций (основы технической подготовки и связи).   1  
Урок9.Военно-медицинская подготовка.     1
Урок10.Тактическая медицина.     1
Тема3 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе» 2   2
Урок 11.Современные представления о культуре безопасности.

Влияние поведения на безопасность. Риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности на уровне личности, общества, государства.

    1
Урок12.Основы комплексной безопасности.     1
Тема 4 «Безопасность в быту» 2   2
Урок13. Безопасное поведение в местах общего пользования.

Источники опасности в быту. Профилактика и первая помощь.

    1
Урок14. «Источники опасности в быту. Профилактика и первая помощь».     1
Тема 5 «Безопасность на транспорте» 3 2 1
Урок 15.Безопасность в природной среде.   1  
Урок 16.Выживание в автономных условиях.   1  
Урок  17. Экологическая грамотность и разумное природопользование.      

1

2семестр
Тема  6 «Безопасность в общественных местах» 2 2 0
Урок  18. Безопасность на транспорте.

Источники опасности на различных видах транспорта.

  1  
Урок  19. Правила безопасного поведения.   1  
Тема 7 «Безопасность в природной среде 4 1 3
Урок   20. Безопасность в общественных местах.   1  
Урок   21. Опасности социально психологического характера.     1
Урок   22. Действия при пожаре, обрушении конструкций, угрозе или совершении террористического акта.     1
Урок   23. Меры безопасности и порядок поведения при угрозе, в условиях совершения террористического акта     1
Тема8 «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи» 4   4
Урок  24. Факторы, влияющие на здоровье человека. Здоровый образ жизни     1
Урок  25 Психическое здоровье и психологическое благополучие.     1
Урок  26 Первая помощь пострадавшему.     1
Урок  27 Инфекционные заболевания. Значение вакцинации.     1
Тема9 «Безопасность в социуме» 2 2  
Урок  28 Общение в жизни человека.   1  
Урок  29. Конфликты и способы их разрешения.   1  
Тема 10 «Безопасность в информационном пространстве» 2   2
Урок 30. Безопасность в цифровой среде.     1
Урок 31. Опасности, связанные с коммуникацией в цифровой среде.     1
Тема 11 «Основы противодействия экстремизму и терроризму» 4 2 2
Урок  32. Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества, противодействие экстремизму и терроризму.   1  
Урок 33. Противодействие экстремизму и терроризмуспособы и признаки.   1  
Урок 34. Правила безопасного поведения при угрозе и совершении террористического акта.     1
Урок 35. Правила безопасного поведения при угрозе и совершении террористического акта.     1
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта 1 1  
Объем образовательной программы 36 18 18

 

 

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

4.1. Для реализации программы учебного предмета предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Безопасности жизнедеятельности и/или охраны труда или топографии», оснащенный:

  1. I. Специализированная мебель и системы хранения

Основное оборудование

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- доска магнитно-маркерная.

Дополнительное оборудование

- информационные стенды;

- стеллажи модульные для книг.

  1. II. Технические средства

Основное оборудование

- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедийный проектор.

Дополнительное оборудование

- экран для проектора;

- колонки для компьютера.

III. Демонстрационные учебно-наглядные пособия

Основное оборудование

- таблицы по темам курса;

- наглядные пособия;

- материалы к практическим занятиям по учебному предмету;

- материалы по организации самостоятельной работы;

- комплекты контрольно-оценочных средств (материалы для текущего контроля, материалы для промежуточной аттестации).

Дополнительное оборудование

- массо-габаритные модели автомата Калашникова;

- индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи;

- индивидуальные средства медицинской защиты.

4.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации предусматривает печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе.

4.2.1. Основные источники

  1. Хренников Б.О., Гололобов Н.В., Льняная Л.И. под редакцией Егорова С.Н., «Основы безопасности жизнедеятельности», учебник для 10 класса, «Просвещение», 2022;
  2. Хренников Б.О., Гололобов Н.В., Льняная Л.И. под редакцией Егорова С.Н., «Основы безопасности жизнедеятельности», учебник для 11 класса, «Просвещение», 2022.

4.2.2. Дополнительные источники

  1. Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму», Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. – М., 1993—2024; Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ"О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"; Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ"О безопасности"; Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных".
  2. Конституция Российской Федерации (действующая редакция);
  3. Семейный кодекс Российской Федерации (действующая редакция);
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
  5. Безопасность жизнедеятельности. -[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kuhta.clan.ru
  6. Все о пожарной безопасности. -[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.0-1.ru
  7. Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. -[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ampe.ru/web/guest/russian
  8. Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. -[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.school-obz.org
  9. Институт психологических проблем безопасности. -[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://anty-crim.boxmail.biz
  10. Искусство выживания. -[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.goodlife.narod.ru
  11. Нормативные документы, методические материалы по ОБЖ. -[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://informic.narod.ru/obg.html
  12. Основы безопасности жизнедеятельности. -[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://0bj.ru/
  13. Охрана труда. Промышленная и пожарная безопасность. Предупреждение чрезвычайных ситуаций. -[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hsea.ru

 

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки
Личностные результаты

·      в гражданском воспитании:

- сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового и способного применять принципы и правила безопасного поведения в течение всей жизни; уважение закона и правопорядка, осознание своих прав, обязанностей и ответственности в области защиты населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций и в других областях, связанных с безопасностью жизнедеятельности;

- сформированность базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности как основы для благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;

- готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма и ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

- готовность к взаимодействию с обществом и государством в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения;

- готовность к участию в деятельности государственных социальных организаций и институтов гражданского общества в области обеспечения комплексной безопасности личности, общества и государства;

2) в патриотическом воспитании:

- сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину и Вооружённые Силы Российской Федерации, прошлое и настоящее многонационального народа России, российской армии и флота;

- ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому и природному наследию, дням воинской славы, боевым традициям Вооружённых Сил Российской Федерации, достижениям России в области обеспечения безопасности жизни и здоровья людей;

-  сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убеждённость и готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

3) в духовно-нравственном воспитании:

- осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства;

- сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства;

- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готовность реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска возникновения опасных ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий;

- ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и традициям народов России, принятие идей волонтёрства и добровольчества;

4) в эстетическом воспитании:

- эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности жизнедеятельности;

- понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и безопасного поведения в повседневной жизни;

5) в ценности научного познания:

- сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития общей теории безопасности, современных представлений о безопасности в технических, естественно-научных, общественных, гуманитарных областях знаний, современной концепции культуры безопасности жизнедеятельности;

- понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЖ, осознание его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;

- способность применять научные знания для реализации принципов безопасного поведения (способность предвидеть, по возможности избегать, безопасно действовать в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях);

6) в физическом воспитании:

- осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

- знание приёмов оказания первой помощи и готовность применять их в случае необходимости;

- потребность в регулярном ведении здорового образа жизни;

- осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;

7) в трудовом воспитании:

- готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности;

- готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в процессе трудовой деятельности;

- интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военно-профессиональную деятельность;

- готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;

8) в экологическом воспитании:

- сформированность экологической культуры,

 

- понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды, осознание глобального характера экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности личности, общества и государства;

- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе соблюдения экологической грамотности и разумного природопользования;

- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

- умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;

- расширение представлений о деятельности экологической направленности.

 

 

1) в гражданском воспитании:

- проявляет активную гражданскую позицию, способен применять принципы и правила безопасного поведения в течение всей жизни; уважительно относится к требованиям законов и принципам поддержания правопорядка, осознает свои права, обязанности и ответственность в области защиты населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций, связанных с безопасностью жизнедеятельности;

- имеет базовый уровень культуры безопасности жизнедеятельности как основы для благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;

- проявляет готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма и ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

- проявляет готовность к взаимодействию с обществом и государством в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения;

- подготовлен к участию в деятельности государственных социальных организаций и институтов гражданского общества в области обеспечения комплексной безопасности личности, общества и государства;

2) в патриотическом воспитании:

- осознает свою российскую гражданскую идентичность, уважительно относится к своему народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, проявляет гордость за свою Родину и Вооружённые Силы Российской Федерации, прошлое и настоящее многонационального народа России, российской армии и флота;

 

- проявляет ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому и природному наследию, дням воинской славы, боевым традициям Вооружённых Сил Российской Федерации, достижениям России в области обеспечения безопасности жизни и здоровья людей;

-  испытывает чувство ответственности перед Родиной, имеет идейную убеждённость и готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

3) в духовно-нравственном воспитании:

- уважает духовные ценности российского народа и российского воинства;

- понимает ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства;

- способен оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готов реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска возникновения опасных ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий;

- ответственно относится к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и традициям народов России, принимает идеи волонтёрства и добровольчества;

 

 

 

4) в эстетическом воспитании:

- проявляет эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности жизнедеятельности;

- понимает взаимозависимость успешности и полноценного развития и безопасного поведения в повседневной жизни;

 

5) в ценности научного познания:

- имеет сформировавшееся мировоззрение, соответствующее текущему уровню развития общей теории безопасности, современных представлений о безопасности в технических, естественно-научных, общественных, гуманитарных областях знаний, современной концепции культуры безопасности жизнедеятельности;

 

 

- понимает научно-практические основы учебного предмета ОБЖ, осознает его значение для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;

 

- способен применять научные знания для реализации принципов безопасного поведения (способен предвидеть, по возможности избегать, безопасно действовать в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях);

 

6) в физическом воспитании:

- осознает ценности жизни, ответственно относится к своему здоровью и здоровью окружающих;

- знает приёмы оказания первой помощи и готов применять их в случае необходимости;

- осознает потребность в регулярном ведении здорового образа жизни;

- осознает последствия и проявляет активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;

 

7) в трудовом воспитании:

- готов к труду, осознает значимость трудовой деятельности для развития личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности;

- готов к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в процессе трудовой деятельности;

- проявляет интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военно-профессиональную деятельность;

- готов и способен к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;

 

8) в экологическом воспитании:

- имеет сформированное понимание основ экологической культуры,

- понимает влияние социально-экономических процессов на состояние природной среды, осознает глобальный характер экологических проблем, их роль в обеспечении безопасности личности, общества и государства;

 

 

- обучен планированию и осуществлению действий в окружающей среде на основе соблюдения экологической грамотности и разумного природопользования;

- выражает активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

- умеет прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;

- имеет расширенное представление о деятельности экологической направленности.

 

 

Индивидуальный, фронтальный, уплотненный устный опрос;

Письменный контроль;

Практическая работа;

Тестирование; Дифференцированный зачет

Целевые ориентиры

Гражданское воспитание:

- проявление гражданско-патриотической позиции, готовности к защите Родины, способность аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду;

- осознанное и деятельное выражение неприятия любой дискриминации по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности;

- обладание опытом гражданской социально значимой деятельности (в студенческом самоуправлении, добровольческом движении, предпринимательской деятельности, экологических, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах);

Патриотическое воспитание:

- осознание своей национальной, этнической принадлежности, приверженность к родной культуре, любовь к своему народу;

- осознание причастности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству, общероссийской идентичности;

- проявление деятельного ценностного отношения к историческому и культурному наследию своего и других народов России, их традициям, праздникам;

Духовно-нравственное воспитание:

- приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения;

- уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических групп, традиционных религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан;

Эстетическое воспитание:

- проявление восприимчивости к разным видам искусства, понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние и поведение людей, умение критически оценивать это влияние;

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- понимание ценности жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей и его выражение в практической деятельности;

- соблюдение правил личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде;

- выражение на практике установки на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность), стремления к физическому совершенствованию;

- проявление сознательного и обоснованного неприятия вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья;

Профессионально-трудовое воспитание:

- выражение осознанной готовности к непрерывному образованию и самообразованию в выбранной сфере профессиональной деятельности;

- понимание специфики профессионально-трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, готовность учиться и трудиться в современном высокотехнологичном мире на благо государства и общества;

- обладание сформированными представлениями о значении и ценности выбранной профессии, проявление уважения к своей профессии и своему профессиональному сообществу, поддержание позитивного образа и престижа своей профессии в обществе;

Экологическое воспитание:

- сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде;

- деятельное неприятие действий, приносящих вред природе, содействие сохранению и защите окружающей среды;

- применение знаний из общеобразовательных и профессиональных дисциплин для разумного, бережливого производства и природопользования, ресурсосбережения в быту, в профессиональной среде, общественном пространстве;

Ценности научного познания:

- деятельное выражение познавательных интересов в разных предметных областях с учётом своих интересов, способностей, достижений, выбранного направления профессионального образования и подготовки;

- обладание представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и техники, аргументированное выражение понимания значения науки и технологий для развития российского общества и обеспечения его безопасности;

- демонстрация навыков критического мышления, определения достоверности научной информации, в том числе в сфере профессиональной деятельности;

- умение выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

- развитие и применение навыков наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысление опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской и профессиональной деятельности.

 

Гражданское воспитание:

- проявляет гражданско-патриотическую позицию, готовность к защите Родины, способен аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду;

- осознанное и деятельное выражение неприятия любой дискриминации по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности;

- обладание опытом гражданской социально значимой деятельности (в студенческом самоуправлении, добровольческом движении, предпринимательской деятельности, экологических, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах);

Патриотическое воспитание:

- осознание своей национальной, этнической принадлежности, приверженность к родной культуре, любовь к своему народу;

- осознание причастности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству, общероссийской идентичности;

- проявление деятельного ценностного отношения к историческому и культурному наследию своего и других народов России, их традициям, праздникам;

Духовно-нравственное воспитание:

- приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения;

- уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических групп, традиционных религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с учётом соблюдение конституционных прав и свобод всех граждан;

 

Эстетическое воспитание:

- проявляет восприимчивость к разным видам искусства, понимает эмоциональное воздействие искусства, его влияние на душевное состояние и поведение людей, умеет критически оценивать это влияние;

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

 

- понимает ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей и  выражает его в практической деятельности;

- соблюдает правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде;

- выражает на практике установки на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность), стремления к физическому совершенствованию;

 

- проявляет сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья;

Профессионально-трудовое воспитание:

- выражает осознанную готовность к непрерывному образованию и самообразованию в выбранной сфере профессиональной деятельности;

- понимает специфику профессионально-трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, готовность учиться и трудиться в современном высокотехнологичном мире на благо государства и общества;

- обладание сформированными представлениями о значении и ценности выбранной профессии, проявление уважения к своей профессии и своему профессиональному сообществу, поддержание позитивного образа и престижа своей профессии в обществе;

Экологическое воспитание:

- сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде;

- деятельное неприятие действий, приносящих вред природе, содействие сохранению и защите окружающей среды;

- применение знаний из общеобразовательных и профессиональных дисциплин для разумного, бережливого производства и природопользования, ресурсосбережения в быту, в профессиональной среде, общественном пространстве;

Ценности научного познания:

- деятельное выражение познавательных интересов в разных предметных областях с учётом своих интересов, способностей, достижений, выбранного направления профессионального образования и подготовки;

- обладание представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и техники, аргументированное выражение понимания значения науки и технологий для развития российского общества и обеспечения его безопасности;

- демонстрация навыков критического мышления, определения достоверности научной информации, в том числе в сфере профессиональной деятельности;

- умеет выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

 

- развивает и применяет навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысление опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской и профессиональной деятельности.

Индивидуальный, фронтальный, уплотненный устный опрос;

Письменный контроль;

Практическая работа;

Тестирование; Собеседование;

Дифференцированный зачет

Метапредметные результаты

Познавательные универсальные учебные действия

- базовые логические действия:

-. самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы безопасности личности, общества и государства, обосновывать их приоритет и всесторонне анализировать, разрабатывать алгоритмы их возможного решения в различных ситуациях;

- устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и классификации событий и явлений в области безопасности жизнедеятельности, выявлять их закономерности и противоречия;

- определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения с учетом самостоятельно выделенных критериев в парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных последствий для реализации риск-ориентированного поведения;

- моделировать объекты (события, явления) в области безопасности личности, общества и государства, анализировать их различные состояния для решения познавательных задач, переносить приобретенные знания в повседневную жизнь;

- планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации, необходимой для решения стоящей задачи;

- развивать творческое мышление при решении ситуационных задач;

базовые исследовательские действия:

- владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области безопасности жизнедеятельности;

- осуществлять различные виды деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению для решения различных учебных задач, в том числе при разработке и защите проектных работ;

- анализировать содержание вопросов и заданий и выдвигать новые идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учетом установленных (обоснованных) критериев;

- раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления)  в повседневной жизни;

- критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты, обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях;

- характеризовать приобретенные знания и навыки, оценивать возможность их реализации в реальных ситуациях;

- использовать знания других предметных областей для решения учебных задач в области безопасности жизнедеятельности;

- переносить приобретенные знания  и навыки в повседневную жизнь;

работа с информацией:

- владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов информации из источников разных типов при обеспечении условий информационной безопасности личности;

- создавать информационные блоки в различных форматах с учетом характера решаемой учебной задачи;

- самостоятельно выбирать оптимальную форму их представления;

-оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

- владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от опасностей цифровой среды;

- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности и гигиены;

Коммуникативные универсальные учебные действия

общение:

-осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную коммуникацию, переносить принципы ее организации в повседневную жизнь;

-  распознавать вербальные и невербальные средства общения;

- понимать значение социальных знаков;

-определять признаки деструктивного общения;

- владеть приемами безопасного межличностного и группового общения;

- безопасно действовать по избеганию конфликтных ситуаций;

- аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения  с использованием языковых средств;

Регулятивные универсальные учебные действия

самоорганизация:

- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальный способ и составлять план их решения в конкретных условиях;

- делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать ответственность за свое решение; оценивать приобретенный опыт;

- расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на основе личных предпочтений и за счет привлечения научно-практических знаний других предметных областей;

- повышать образовательный и культурный уровень;

самоконтроль, принятие себя и других:

- оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при их разрешении;

- вносить коррективы в свою деятельность;

- контролировать соответствие результатов целям;

- использовать приемы рефлексии для анализа и оценки образовательной ситуации, выбора оптимального решения;

- принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможности контроля всего вокруг;

- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе и оценке образовательной ситуации;

- признавать право на ошибку свою и чужую;

совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы в конкретной учебной ситуации;

- ставить цели и организовывать совместную деятельность с учетом общих интересов, мнений и возможностей каждого участника команды (составлять  план, распределять роли, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, договариваться о результатах);

- оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий результат по совместно разработанным критериям;

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях;

- предлагать новые идеи, оценивать их с позиции новизны и практической значимости;

- проявлять творчество и разумную инициативу.

 

Познавательные универсальные учебные действия

- базовые логические действия:

 

- самостоятельно определяет актуальные проблемные вопросы безопасности личности, общества и государства, обосновывает их приоритет и всесторонне анализирует, разрабатывает алгоритмы их возможного решения в различных ситуациях;

- устанавливает существенный признак или основания для обобщения, сравнения и классификации событий и явлений в области безопасности жизнедеятельности, выявлять их закономерности и противоречия;

- определяет цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения с учетом самостоятельно выделенных критериев в парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных последствий для реализации риск-ориентированного поведения;

 

- моделирует объекты (события, явления) в области безопасности личности, общества и государства, анализирует их различные состояния для решения познавательных задач, переносит приобретенные знания в повседневную жизнь;

 

 

- планирует и осуществляет учебные действия в условиях дефицита информации, необходимой для решения стоящей задачи;

- развивает творческое мышление при решении ситуационных задач;

 

базовые исследовательские действия:

- владеет научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области безопасности жизнедеятельности;

 

- осуществляет различные виды деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению для решения различных учебных задач, в том числе при разработке и защите проектных работ;

- анализирует содержание вопросов и заданий и выдвигает новые идеи, самостоятельно выбирает оптимальный способ решения задач с учетом установленных (обоснованных) критериев;

- раскрывает проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления)  в повседневной жизни;

- критически оценивает полученные в ходе решения учебных задач результаты, обосновывает предложения по их корректировке в новых условиях;

- характеризует приобретенные знания и навыки, оценивает возможность их реализации в реальных ситуациях;

 

- использует знания других предметных областей для решения учебных задач в области безопасности жизнедеятельности;

- переносит приобретенные знания  и навыки в повседневную жизнь;

 

 

работа с информацией:

- владеет навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов информации из источников разных типов при обеспечении условий информационной безопасности личности;

- создает информационные блоки в различных форматах с учетом характера решаемой учебной задачи;

- самостоятельно выбирает оптимальную форму их представления;

-оценивает достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

 

- владеет навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от опасностей цифровой среды;

- использует средства информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности и гигиены;

Коммуникативные универсальные учебные действия

общение:

 

-осуществляет в ходе образовательной деятельности безопасную коммуникацию, переносит принципы ее организации в повседневную жизнь;

-  распознает вербальные и невербальные средства общения;

- понимает значение социальных знаков;

-определяет признаки деструктивного общения;

- владеет приемами безопасного межличностного и группового общения;

- безопасно действует по избеганию конфликтных ситуаций;

- аргументированно, логично и ясно излагает свою точку зрения  с использованием языковых средств;

Регулятивные универсальные учебные действия

самоорганизация:

- ставит и формулирует собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- самостоятельно выявляет проблемные вопросы, выбирает оптимальный способ и составляет план их решения в конкретных условиях;

- делает осознанный выбор в новой ситуации, аргументирует его; берет ответственность за свое решение; оценивает приобретенный опыт;

- расширяет познания в области безопасности жизнедеятельности на основе личных предпочтений и за счет привлечения научно-практических знаний других предметных областей;

- повышает образовательный и культурный уровень;

самоконтроль, принятие себя и других:

- оценивает образовательные ситуации; предвидит трудности, которые могут возникнуть при их разрешении;

- вносит коррективы в свою деятельность;

- контролирует соответствие результатов целям;

- использует приемы рефлексии для анализа и оценки образовательной ситуации, выбора оптимального решения;

- принимает себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможности контроля всего вокруг;

- принимает мотивы и аргументы других людей при анализе и оценке образовательной ситуации;

 

- признает право на ошибку свою и чужую;

совместная деятельность:

- понимает и использует преимущества командной и индивидуальной работы в конкретной учебной ситуации;

- ставит цели и организовывает совместную деятельность с учетом общих интересов, мнений и возможностей каждого участника команды (составлять  план, распределять роли, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждает процесс и результат совместной работы, договариваться о результатах);

 

- оценивает свой вклад и вклад каждого участника команды в общий результат по совместно разработанным критериям;

- осуществляет позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях;

- предлагает новые идеи, оценивает их с позиции новизны и практической значимости;

- проявляет творчество и разумную инициативу.

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный, фронтальный, уплотненный устный опрос;

Письменный контроль;

Практическая работа;

Тестирование; Дифференцированный зачет

Предметные результаты

- знание основ законодательства Российской Федерации, обеспечивающих национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз;

- сформированность представлений о государственной политике в области обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера;

- знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав  и обязанностей гражданина в этой области; прав и обязанностей гражданина  в области гражданской обороны; знание о действиях по сигналам гражданской обороны;

- сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации  в обеспечении защиты государства; формирование представления о военной службе;

- сформированность знаний об элементах начальной военной подготовки; овладение знаниями требований безопасности при обращении со стрелковым оружием; сформированность представлений о боевых свойствах и поражающем действии оружия массового поражения, а также способах защиты от него;

- сформированность представлений о современном общевойсковом бое; понимание о возможностях применения современных достижений научно-технического прогресса в условиях современного боя;

- сформированность необходимого уровня военных знаний как фактора построения профессиональной траектории, в том числе и образовательных организаций осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечении законности и правопорядка;

- сформированность представлений о ценности безопасного поведения  для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения  и способов их применения в собственном поведении;

- сформированность представлений о возможных источниках опасности  в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных ситуаций; знание порядка действий в экстремальных  и чрезвычайных ситуациях;

- сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного движения всеми участниками движения, правил безопасности  на транспорте. Знание правил безопасного поведения на транспорте, умение применять их на практике, знание о порядке действий в опасных, экстремальных  и чрезвычайных ситуациях на транспорте;

- знания о способах безопасного поведения в природной среде; умение применять их на практике; знания порядка действий при чрезвычайных ситуациях природного характера; сформированность представлений об экологической безопасности, ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования;

- знания основ пожарной безопасности; умение применять их на практике для предупреждения пожаров; знания порядка действий при угрозе пожара  и пожаре в быту, общественных местах, на транспорте, в природной среде; знания прав и обязанностей граждан в области пожарной безопасности;

- владение основами медицинских знаний: владение приемами оказания первой помощи при неотложных состояниях, инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья; сформированность представлений о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического  и физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знания  о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального  и военного характера; умение применять табельные и подручные средства  для само- и взаимопомощи;

- знание основ безопасного, конструктивного общения, умение различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминогенного характера; умение предупреждать опасные явления и противодействовать им;

- сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном взаимодействии; знания о способах безопасного поведения в цифровой среде; умение применять их на практике; умение распознавать опасности в цифровой среде (в том числе криминогенного характера, опасности вовлечения  в деструктивную деятельность) и противодействовать им;

- сформированность представлений об опасности и негативном влиянии  на жизнь личности, общества, государства деструктивной идеологии в том числе экстремизма, терроризма; понимание роли государства в противодействии терроризму; умения различать приемы вовлечения в деструктивные сообщества, экстремистскую и террористическую деятельность и противодействовать им; знания порядка действий при объявлении разного уровня террористической опасности и действий при угрозе или в случае террористического акта,  проведении контртеррористической операции

 

- знает основы законодательства Российской Федерации, обеспечивающих национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз;

- имеет представления о государственной политике в области обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера;

- знает задачи и основные принципы организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, права  и обязанности гражданина в этой области; права и обязанности гражданина  в области гражданской обороны; действия по сигналам гражданской обороны;

 

- имеет представление о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации  в обеспечении защиты государства, представления о военной службе;

 

 

- имеет знания об элементах начальной военной подготовки; овладел знаниями требований безопасности при обращении со стрелковым оружием, имеет представление о боевых свойствах и поражающем действии оружия массового поражения, а также способах защиты от него;

 

 

- имеет представление о современном общевойсковом бое; понимание о возможностях применения современных достижений научно-технического прогресса в условиях современного боя;

- имеет необходимый уровня военных знаний как фактора построения профессиональной траектории, в том числе и образовательных организаций осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечении законности и правопорядка;

- имеет представление о ценности безопасного поведения  для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения  и способов их применения в собственном поведении;

- имеет представление о возможных источниках опасности  в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владеет основными способами предупреждения опасных ситуаций; знает порядок действий в экстремальных  и чрезвычайных ситуациях;

 

 

- имеет представление о важности соблюдения правил дорожного движения всеми участниками движения, правил безопасности  на транспорте. Знает правила безопасного поведения на транспорте, умеет применять их на практике, знает  порядок действий в опасных, экстремальных  и чрезвычайных ситуациях на транспорте;

 

- знает способы безопасного поведения в природной среде; умеет применять их на практике; знает порядок действий при чрезвычайных ситуациях природного характера; имеет представления об экологической безопасности, ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования;

 

- знает основы пожарной безопасности; умеет применять их на практике для предупреждения пожаров; знает порядок действий при угрозе пожара  и пожаре в быту, общественных местах, на транспорте, в природной среде; знает права и обязанности граждан в области пожарной безопасности;

 

 

- владеет основами медицинских знаний: владеет приемами оказания первой помощи при неотложных состояниях, инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья; имеет представления о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического  и физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знает   необходимые действия при чрезвычайных ситуациях биолого-социального  и военного характера; умеет применять табельные и подручные средства  для само- и взаимопомощи;

 

- знает основы безопасного, конструктивного общения, умеет различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминогенного характера; умеет предупреждать опасные явления и противодействовать им;

 

 

- проявляет нетерпимость к проявлениям насилия в социальном взаимодействии; знает способы безопасного поведения в цифровой среде; умеет применять их на практике; умеет распознавать опасности в цифровой среде (в том числе криминогенного характера, опасности вовлечения  в деструктивную деятельность) и противодействовать им;

 

 

- имеет представления об опасности и негативном влиянии  на жизнь личности, общества, государства деструктивной идеологии в том числе экстремизма, терроризма; понимает роль государства в противодействии терроризму; умеет различать приемы вовлечения в деструктивные сообщества, экстремистскую и террористическую деятельность и противодействовать им; знает порядок действий при объявлении разного уровня террористической опасности и действий при угрозе или в случае террористического акта,  проведении контртеррористической операции

 

 

Индивидуальный, фронтальный, уплотненный устный опрос;

Письменный контроль;

Практическая работа;

Тестирование; Дифференцированный зачет