- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП.13 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ
Наименование разделов и тем | Количество часов на освоение учебного материала | Теория | Практические занятия |
1 семестр | |||
Тема 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства» | 2 | 2 | |
Урок 1. Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении национальной безопасности. Роль личности, общества и государства в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций. | 1 | ||
Урок 2. Роль личности, общества и государства в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций | 1 | ||
Тема 2. «Основы военной подготовки» | 8 | 6 | 2 |
Урок 3. Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) – эффективное средство в условиях военных действий. Морские беспилотные аппараты (основы технической подготовки и связи). | 1 | ||
Урок4. Оружие массового поражения (радиационная, химическая, биологическая защита). | 1 | ||
Урок5. Особенности прохождения военной службы по призыву и по контракту.
Военно-учебные заведения и военно-учебные центры (тактическая подготовка). |
1 | ||
Урок6. Виды, назначение и тактико-технические характеристики современного стрелкового оружия. | 1 | ||
Урок7. Основные виды тактических действий войск (тактическая подготовка)
Первая помощь на поле боя (военно-медицинская подготовка. Тактическая медицина) Свойства местности и их применение в военном деле (военная топография). |
1 | ||
Урок8. Предназначение, общее устройство и тактико-технические характеристики переносных радиостанций (основы технической подготовки и связи). | 1 | ||
Урок9.Военно-медицинская подготовка. | 1 | ||
Урок10.Тактическая медицина. | 1 | ||
Тема3 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе» | 2 | 2 | |
Урок 11.Современные представления о культуре безопасности.
Влияние поведения на безопасность. Риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности на уровне личности, общества, государства. |
1 | ||
Урок12.Основы комплексной безопасности. | 1 | ||
Тема 4 «Безопасность в быту» | 2 | 2 | |
Урок13. Безопасное поведение в местах общего пользования.
Источники опасности в быту. Профилактика и первая помощь. |
1 | ||
Урок14. «Источники опасности в быту. Профилактика и первая помощь». | 1 | ||
Тема 5 «Безопасность на транспорте» | 3 | 2 | 1 |
Урок 15.Безопасность в природной среде. | 1 | ||
Урок 16.Выживание в автономных условиях. | 1 | ||
Урок 17. Экологическая грамотность и разумное природопользование. |
1 |
||
2семестр | |||
Тема 6 «Безопасность в общественных местах» | 2 | 2 | 0 |
Урок 18. Безопасность на транспорте.
Источники опасности на различных видах транспорта. |
1 | ||
Урок 19. Правила безопасного поведения. | 1 | ||
Тема 7 «Безопасность в природной среде | 4 | 1 | 3 |
Урок 20. Безопасность в общественных местах. | 1 | ||
Урок 21. Опасности социально психологического характера. | 1 | ||
Урок 22. Действия при пожаре, обрушении конструкций, угрозе или совершении террористического акта. | 1 | ||
Урок 23. Меры безопасности и порядок поведения при угрозе, в условиях совершения террористического акта | 1 | ||
Тема8 «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи» | 4 | 4 | |
Урок 24. Факторы, влияющие на здоровье человека. Здоровый образ жизни | 1 | ||
Урок 25 Психическое здоровье и психологическое благополучие. | 1 | ||
Урок 26 Первая помощь пострадавшему. | 1 | ||
Урок 27 Инфекционные заболевания. Значение вакцинации. | 1 | ||
Тема9 «Безопасность в социуме» | 2 | 2 | |
Урок 28 Общение в жизни человека. | 1 | ||
Урок 29. Конфликты и способы их разрешения. | 1 | ||
Тема 10 «Безопасность в информационном пространстве» | 2 | 2 | |
Урок 30. Безопасность в цифровой среде. | 1 | ||
Урок 31. Опасности, связанные с коммуникацией в цифровой среде. | 1 | ||
Тема 11 «Основы противодействия экстремизму и терроризму» | 4 | 2 | 2 |
Урок 32. Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества, противодействие экстремизму и терроризму. | 1 | ||
Урок 33. Противодействие экстремизму и терроризмуспособы и признаки. | 1 | ||
Урок 34. Правила безопасного поведения при угрозе и совершении террористического акта. | 1 | ||
Урок 35. Правила безопасного поведения при угрозе и совершении террористического акта. | 1 | ||
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта | 1 | 1 | |
Объем образовательной программы | 36 | 18 | 18 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4.1. Для реализации программы учебного предмета предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Безопасности жизнедеятельности и/или охраны труда или топографии», оснащенный:
- I. Специализированная мебель и системы хранения
Основное оборудование
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска магнитно-маркерная.
Дополнительное оборудование
- информационные стенды;
- стеллажи модульные для книг.
- II. Технические средства
Основное оборудование
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор.
Дополнительное оборудование
- экран для проектора;
- колонки для компьютера.
III. Демонстрационные учебно-наглядные пособия
Основное оборудование
- таблицы по темам курса;
- наглядные пособия;
- материалы к практическим занятиям по учебному предмету;
- материалы по организации самостоятельной работы;
- комплекты контрольно-оценочных средств (материалы для текущего контроля, материалы для промежуточной аттестации).
Дополнительное оборудование
- массо-габаритные модели автомата Калашникова;
- индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи;
- индивидуальные средства медицинской защиты.
4.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации предусматривает печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе.
4.2.1. Основные источники
- Хренников Б.О., Гололобов Н.В., Льняная Л.И. под редакцией Егорова С.Н., «Основы безопасности жизнедеятельности», учебник для 10 класса, «Просвещение», 2022;
- Хренников Б.О., Гололобов Н.В., Льняная Л.И. под редакцией Егорова С.Н., «Основы безопасности жизнедеятельности», учебник для 11 класса, «Просвещение», 2022.
4.2.2. Дополнительные источники
- Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму», Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. – М., 1993—2024; Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ"О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"; Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ"О безопасности"; Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных".
- Конституция Российской Федерации (действующая редакция);
- Семейный кодекс Российской Федерации (действующая редакция);
- Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
- Безопасность жизнедеятельности. -[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kuhta.clan.ru
- Все о пожарной безопасности. -[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.0-1.ru
- Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. -[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ampe.ru/web/guest/russian
- Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. -[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.school-obz.org
- Институт психологических проблем безопасности. -[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://anty-crim.boxmail.biz
- Искусство выживания. -[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.goodlife.narod.ru
- Нормативные документы, методические материалы по ОБЖ. -[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://informic.narod.ru/obg.html
- Основы безопасности жизнедеятельности. -[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://0bj.ru/
- Охрана труда. Промышленная и пожарная безопасность. Предупреждение чрезвычайных ситуаций. -[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hsea.ru
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Личностные результаты
· в гражданском воспитании: - сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового и способного применять принципы и правила безопасного поведения в течение всей жизни; уважение закона и правопорядка, осознание своих прав, обязанностей и ответственности в области защиты населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций и в других областях, связанных с безопасностью жизнедеятельности; - сформированность базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности как основы для благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства; - готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма и ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; - готовность к взаимодействию с обществом и государством в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения; - готовность к участию в деятельности государственных социальных организаций и институтов гражданского общества в области обеспечения комплексной безопасности личности, общества и государства; 2) в патриотическом воспитании: - сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину и Вооружённые Силы Российской Федерации, прошлое и настоящее многонационального народа России, российской армии и флота; - ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому и природному наследию, дням воинской славы, боевым традициям Вооружённых Сил Российской Федерации, достижениям России в области обеспечения безопасности жизни и здоровья людей; - сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убеждённость и готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; 3) в духовно-нравственном воспитании: - осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства; - сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства; - способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готовность реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска возникновения опасных ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий; - ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и традициям народов России, принятие идей волонтёрства и добровольчества; 4) в эстетическом воспитании: - эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности жизнедеятельности; - понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и безопасного поведения в повседневной жизни; 5) в ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития общей теории безопасности, современных представлений о безопасности в технических, естественно-научных, общественных, гуманитарных областях знаний, современной концепции культуры безопасности жизнедеятельности; - понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЖ, осознание его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства; - способность применять научные знания для реализации принципов безопасного поведения (способность предвидеть, по возможности избегать, безопасно действовать в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях); 6) в физическом воспитании: - осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; - знание приёмов оказания первой помощи и готовность применять их в случае необходимости; - потребность в регулярном ведении здорового образа жизни; - осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью; 7) в трудовом воспитании: - готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности; - готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в процессе трудовой деятельности; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военно-профессиональную деятельность; - готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; 8) в экологическом воспитании: - сформированность экологической культуры,
- понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды, осознание глобального характера экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности личности, общества и государства; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе соблюдения экологической грамотности и разумного природопользования; - активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их; - расширение представлений о деятельности экологической направленности.
|
1) в гражданском воспитании: - проявляет активную гражданскую позицию, способен применять принципы и правила безопасного поведения в течение всей жизни; уважительно относится к требованиям законов и принципам поддержания правопорядка, осознает свои права, обязанности и ответственность в области защиты населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций, связанных с безопасностью жизнедеятельности; - имеет базовый уровень культуры безопасности жизнедеятельности как основы для благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства; - проявляет готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма и ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; - проявляет готовность к взаимодействию с обществом и государством в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения; - подготовлен к участию в деятельности государственных социальных организаций и институтов гражданского общества в области обеспечения комплексной безопасности личности, общества и государства; 2) в патриотическом воспитании: - осознает свою российскую гражданскую идентичность, уважительно относится к своему народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, проявляет гордость за свою Родину и Вооружённые Силы Российской Федерации, прошлое и настоящее многонационального народа России, российской армии и флота;
- проявляет ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому и природному наследию, дням воинской славы, боевым традициям Вооружённых Сил Российской Федерации, достижениям России в области обеспечения безопасности жизни и здоровья людей; - испытывает чувство ответственности перед Родиной, имеет идейную убеждённость и готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; 3) в духовно-нравственном воспитании: - уважает духовные ценности российского народа и российского воинства; - понимает ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства; - способен оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готов реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска возникновения опасных ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий; - ответственно относится к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и традициям народов России, принимает идеи волонтёрства и добровольчества;
4) в эстетическом воспитании: - проявляет эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности жизнедеятельности; - понимает взаимозависимость успешности и полноценного развития и безопасного поведения в повседневной жизни;
5) в ценности научного познания: - имеет сформировавшееся мировоззрение, соответствующее текущему уровню развития общей теории безопасности, современных представлений о безопасности в технических, естественно-научных, общественных, гуманитарных областях знаний, современной концепции культуры безопасности жизнедеятельности;
- понимает научно-практические основы учебного предмета ОБЖ, осознает его значение для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
- способен применять научные знания для реализации принципов безопасного поведения (способен предвидеть, по возможности избегать, безопасно действовать в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях);
6) в физическом воспитании: - осознает ценности жизни, ответственно относится к своему здоровью и здоровью окружающих; - знает приёмы оказания первой помощи и готов применять их в случае необходимости; - осознает потребность в регулярном ведении здорового образа жизни; - осознает последствия и проявляет активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;
7) в трудовом воспитании: - готов к труду, осознает значимость трудовой деятельности для развития личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности; - готов к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в процессе трудовой деятельности; - проявляет интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военно-профессиональную деятельность; - готов и способен к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
8) в экологическом воспитании: - имеет сформированное понимание основ экологической культуры, - понимает влияние социально-экономических процессов на состояние природной среды, осознает глобальный характер экологических проблем, их роль в обеспечении безопасности личности, общества и государства;
- обучен планированию и осуществлению действий в окружающей среде на основе соблюдения экологической грамотности и разумного природопользования; - выражает активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - умеет прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их; - имеет расширенное представление о деятельности экологической направленности.
|
Индивидуальный, фронтальный, уплотненный устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование; Дифференцированный зачет |
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание: - проявление гражданско-патриотической позиции, готовности к защите Родины, способность аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду; - осознанное и деятельное выражение неприятия любой дискриминации по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности; - обладание опытом гражданской социально значимой деятельности (в студенческом самоуправлении, добровольческом движении, предпринимательской деятельности, экологических, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах); Патриотическое воспитание: - осознание своей национальной, этнической принадлежности, приверженность к родной культуре, любовь к своему народу; - осознание причастности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству, общероссийской идентичности; - проявление деятельного ценностного отношения к историческому и культурному наследию своего и других народов России, их традициям, праздникам; Духовно-нравственное воспитание: - приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения; - уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических групп, традиционных религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан; Эстетическое воспитание: - проявление восприимчивости к разным видам искусства, понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние и поведение людей, умение критически оценивать это влияние; Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: - понимание ценности жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей и его выражение в практической деятельности; - соблюдение правил личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде; - выражение на практике установки на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность), стремления к физическому совершенствованию; - проявление сознательного и обоснованного неприятия вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья; Профессионально-трудовое воспитание: - выражение осознанной готовности к непрерывному образованию и самообразованию в выбранной сфере профессиональной деятельности; - понимание специфики профессионально-трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, готовность учиться и трудиться в современном высокотехнологичном мире на благо государства и общества; - обладание сформированными представлениями о значении и ценности выбранной профессии, проявление уважения к своей профессии и своему профессиональному сообществу, поддержание позитивного образа и престижа своей профессии в обществе; Экологическое воспитание: - сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде; - деятельное неприятие действий, приносящих вред природе, содействие сохранению и защите окружающей среды; - применение знаний из общеобразовательных и профессиональных дисциплин для разумного, бережливого производства и природопользования, ресурсосбережения в быту, в профессиональной среде, общественном пространстве; Ценности научного познания: - деятельное выражение познавательных интересов в разных предметных областях с учётом своих интересов, способностей, достижений, выбранного направления профессионального образования и подготовки; - обладание представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и техники, аргументированное выражение понимания значения науки и технологий для развития российского общества и обеспечения его безопасности; - демонстрация навыков критического мышления, определения достоверности научной информации, в том числе в сфере профессиональной деятельности; - умение выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; - развитие и применение навыков наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысление опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской и профессиональной деятельности. |
Гражданское воспитание: - проявляет гражданско-патриотическую позицию, готовность к защите Родины, способен аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду; - осознанное и деятельное выражение неприятия любой дискриминации по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности; - обладание опытом гражданской социально значимой деятельности (в студенческом самоуправлении, добровольческом движении, предпринимательской деятельности, экологических, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах); Патриотическое воспитание: - осознание своей национальной, этнической принадлежности, приверженность к родной культуре, любовь к своему народу; - осознание причастности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству, общероссийской идентичности; - проявление деятельного ценностного отношения к историческому и культурному наследию своего и других народов России, их традициям, праздникам; Духовно-нравственное воспитание: - приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения; - уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических групп, традиционных религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с учётом соблюдение конституционных прав и свобод всех граждан;
Эстетическое воспитание: - проявляет восприимчивость к разным видам искусства, понимает эмоциональное воздействие искусства, его влияние на душевное состояние и поведение людей, умеет критически оценивать это влияние; Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- понимает ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей и выражает его в практической деятельности; - соблюдает правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде; - выражает на практике установки на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность), стремления к физическому совершенствованию;
- проявляет сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья; Профессионально-трудовое воспитание: - выражает осознанную готовность к непрерывному образованию и самообразованию в выбранной сфере профессиональной деятельности; - понимает специфику профессионально-трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, готовность учиться и трудиться в современном высокотехнологичном мире на благо государства и общества; - обладание сформированными представлениями о значении и ценности выбранной профессии, проявление уважения к своей профессии и своему профессиональному сообществу, поддержание позитивного образа и престижа своей профессии в обществе; Экологическое воспитание: - сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде; - деятельное неприятие действий, приносящих вред природе, содействие сохранению и защите окружающей среды; - применение знаний из общеобразовательных и профессиональных дисциплин для разумного, бережливого производства и природопользования, ресурсосбережения в быту, в профессиональной среде, общественном пространстве; Ценности научного познания: - деятельное выражение познавательных интересов в разных предметных областях с учётом своих интересов, способностей, достижений, выбранного направления профессионального образования и подготовки; - обладание представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и техники, аргументированное выражение понимания значения науки и технологий для развития российского общества и обеспечения его безопасности; - демонстрация навыков критического мышления, определения достоверности научной информации, в том числе в сфере профессиональной деятельности; - умеет выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
- развивает и применяет навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысление опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской и профессиональной деятельности. |
Индивидуальный, фронтальный, уплотненный устный опрос;
Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование; Собеседование; Дифференцированный зачет |
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия - базовые логические действия: -. самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы безопасности личности, общества и государства, обосновывать их приоритет и всесторонне анализировать, разрабатывать алгоритмы их возможного решения в различных ситуациях; - устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и классификации событий и явлений в области безопасности жизнедеятельности, выявлять их закономерности и противоречия; - определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения с учетом самостоятельно выделенных критериев в парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных последствий для реализации риск-ориентированного поведения; - моделировать объекты (события, явления) в области безопасности личности, общества и государства, анализировать их различные состояния для решения познавательных задач, переносить приобретенные знания в повседневную жизнь; - планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации, необходимой для решения стоящей задачи; - развивать творческое мышление при решении ситуационных задач; базовые исследовательские действия: - владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области безопасности жизнедеятельности; - осуществлять различные виды деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению для решения различных учебных задач, в том числе при разработке и защите проектных работ; - анализировать содержание вопросов и заданий и выдвигать новые идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учетом установленных (обоснованных) критериев; - раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной жизни; - критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты, обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях; - характеризовать приобретенные знания и навыки, оценивать возможность их реализации в реальных ситуациях; - использовать знания других предметных областей для решения учебных задач в области безопасности жизнедеятельности; - переносить приобретенные знания и навыки в повседневную жизнь; работа с информацией: - владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов информации из источников разных типов при обеспечении условий информационной безопасности личности; - создавать информационные блоки в различных форматах с учетом характера решаемой учебной задачи; - самостоятельно выбирать оптимальную форму их представления; -оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от опасностей цифровой среды; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности и гигиены; Коммуникативные универсальные учебные действия общение: -осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную коммуникацию, переносить принципы ее организации в повседневную жизнь; - распознавать вербальные и невербальные средства общения; - понимать значение социальных знаков; -определять признаки деструктивного общения; - владеть приемами безопасного межличностного и группового общения; - безопасно действовать по избеганию конфликтных ситуаций; - аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; Регулятивные универсальные учебные действия самоорганизация: - ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальный способ и составлять план их решения в конкретных условиях; - делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать ответственность за свое решение; оценивать приобретенный опыт; - расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на основе личных предпочтений и за счет привлечения научно-практических знаний других предметных областей; - повышать образовательный и культурный уровень; самоконтроль, принятие себя и других: - оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при их разрешении; - вносить коррективы в свою деятельность; - контролировать соответствие результатов целям; - использовать приемы рефлексии для анализа и оценки образовательной ситуации, выбора оптимального решения; - принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможности контроля всего вокруг; - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе и оценке образовательной ситуации; - признавать право на ошибку свою и чужую; совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы в конкретной учебной ситуации; - ставить цели и организовывать совместную деятельность с учетом общих интересов, мнений и возможностей каждого участника команды (составлять план, распределять роли, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, договариваться о результатах); - оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий результат по совместно разработанным критериям; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; - предлагать новые идеи, оценивать их с позиции новизны и практической значимости; - проявлять творчество и разумную инициативу. |
Познавательные универсальные учебные действия - базовые логические действия:
- самостоятельно определяет актуальные проблемные вопросы безопасности личности, общества и государства, обосновывает их приоритет и всесторонне анализирует, разрабатывает алгоритмы их возможного решения в различных ситуациях; - устанавливает существенный признак или основания для обобщения, сравнения и классификации событий и явлений в области безопасности жизнедеятельности, выявлять их закономерности и противоречия; - определяет цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения с учетом самостоятельно выделенных критериев в парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных последствий для реализации риск-ориентированного поведения;
- моделирует объекты (события, явления) в области безопасности личности, общества и государства, анализирует их различные состояния для решения познавательных задач, переносит приобретенные знания в повседневную жизнь;
- планирует и осуществляет учебные действия в условиях дефицита информации, необходимой для решения стоящей задачи; - развивает творческое мышление при решении ситуационных задач;
базовые исследовательские действия: - владеет научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области безопасности жизнедеятельности;
- осуществляет различные виды деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению для решения различных учебных задач, в том числе при разработке и защите проектных работ; - анализирует содержание вопросов и заданий и выдвигает новые идеи, самостоятельно выбирает оптимальный способ решения задач с учетом установленных (обоснованных) критериев; - раскрывает проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной жизни; - критически оценивает полученные в ходе решения учебных задач результаты, обосновывает предложения по их корректировке в новых условиях; - характеризует приобретенные знания и навыки, оценивает возможность их реализации в реальных ситуациях;
- использует знания других предметных областей для решения учебных задач в области безопасности жизнедеятельности; - переносит приобретенные знания и навыки в повседневную жизнь;
работа с информацией: - владеет навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов информации из источников разных типов при обеспечении условий информационной безопасности личности; - создает информационные блоки в различных форматах с учетом характера решаемой учебной задачи; - самостоятельно выбирает оптимальную форму их представления; -оценивает достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
- владеет навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от опасностей цифровой среды; - использует средства информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности и гигиены; Коммуникативные универсальные учебные действия общение:
-осуществляет в ходе образовательной деятельности безопасную коммуникацию, переносит принципы ее организации в повседневную жизнь; - распознает вербальные и невербальные средства общения; - понимает значение социальных знаков; -определяет признаки деструктивного общения; - владеет приемами безопасного межличностного и группового общения; - безопасно действует по избеганию конфликтных ситуаций; - аргументированно, логично и ясно излагает свою точку зрения с использованием языковых средств; Регулятивные универсальные учебные действия самоорганизация: - ставит и формулирует собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельно выявляет проблемные вопросы, выбирает оптимальный способ и составляет план их решения в конкретных условиях; - делает осознанный выбор в новой ситуации, аргументирует его; берет ответственность за свое решение; оценивает приобретенный опыт; - расширяет познания в области безопасности жизнедеятельности на основе личных предпочтений и за счет привлечения научно-практических знаний других предметных областей; - повышает образовательный и культурный уровень; самоконтроль, принятие себя и других: - оценивает образовательные ситуации; предвидит трудности, которые могут возникнуть при их разрешении; - вносит коррективы в свою деятельность; - контролирует соответствие результатов целям; - использует приемы рефлексии для анализа и оценки образовательной ситуации, выбора оптимального решения; - принимает себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможности контроля всего вокруг; - принимает мотивы и аргументы других людей при анализе и оценке образовательной ситуации;
- признает право на ошибку свою и чужую; совместная деятельность: - понимает и использует преимущества командной и индивидуальной работы в конкретной учебной ситуации; - ставит цели и организовывает совместную деятельность с учетом общих интересов, мнений и возможностей каждого участника команды (составлять план, распределять роли, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждает процесс и результат совместной работы, договариваться о результатах);
- оценивает свой вклад и вклад каждого участника команды в общий результат по совместно разработанным критериям; - осуществляет позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; - предлагает новые идеи, оценивает их с позиции новизны и практической значимости; - проявляет творчество и разумную инициативу. |
Индивидуальный, фронтальный, уплотненный устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование; Дифференцированный зачет |
Предметные результаты
- знание основ законодательства Российской Федерации, обеспечивающих национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз; - сформированность представлений о государственной политике в области обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера; - знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области; прав и обязанностей гражданина в области гражданской обороны; знание о действиях по сигналам гражданской обороны; - сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении защиты государства; формирование представления о военной службе; - сформированность знаний об элементах начальной военной подготовки; овладение знаниями требований безопасности при обращении со стрелковым оружием; сформированность представлений о боевых свойствах и поражающем действии оружия массового поражения, а также способах защиты от него; - сформированность представлений о современном общевойсковом бое; понимание о возможностях применения современных достижений научно-технического прогресса в условиях современного боя; - сформированность необходимого уровня военных знаний как фактора построения профессиональной траектории, в том числе и образовательных организаций осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечении законности и правопорядка; - сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении; - сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных ситуаций; знание порядка действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях; - сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного движения всеми участниками движения, правил безопасности на транспорте. Знание правил безопасного поведения на транспорте, умение применять их на практике, знание о порядке действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транспорте; - знания о способах безопасного поведения в природной среде; умение применять их на практике; знания порядка действий при чрезвычайных ситуациях природного характера; сформированность представлений об экологической безопасности, ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования; - знания основ пожарной безопасности; умение применять их на практике для предупреждения пожаров; знания порядка действий при угрозе пожара и пожаре в быту, общественных местах, на транспорте, в природной среде; знания прав и обязанностей граждан в области пожарной безопасности; - владение основами медицинских знаний: владение приемами оказания первой помощи при неотложных состояниях, инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья; сформированность представлений о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знания о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального и военного характера; умение применять табельные и подручные средства для само- и взаимопомощи; - знание основ безопасного, конструктивного общения, умение различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминогенного характера; умение предупреждать опасные явления и противодействовать им; - сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном взаимодействии; знания о способах безопасного поведения в цифровой среде; умение применять их на практике; умение распознавать опасности в цифровой среде (в том числе криминогенного характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и противодействовать им; - сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на жизнь личности, общества, государства деструктивной идеологии в том числе экстремизма, терроризма; понимание роли государства в противодействии терроризму; умения различать приемы вовлечения в деструктивные сообщества, экстремистскую и террористическую деятельность и противодействовать им; знания порядка действий при объявлении разного уровня террористической опасности и действий при угрозе или в случае террористического акта, проведении контртеррористической операции |
- знает основы законодательства Российской Федерации, обеспечивающих национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз; - имеет представления о государственной политике в области обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера; - знает задачи и основные принципы организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, права и обязанности гражданина в этой области; права и обязанности гражданина в области гражданской обороны; действия по сигналам гражданской обороны;
- имеет представление о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении защиты государства, представления о военной службе;
- имеет знания об элементах начальной военной подготовки; овладел знаниями требований безопасности при обращении со стрелковым оружием, имеет представление о боевых свойствах и поражающем действии оружия массового поражения, а также способах защиты от него;
- имеет представление о современном общевойсковом бое; понимание о возможностях применения современных достижений научно-технического прогресса в условиях современного боя; - имеет необходимый уровня военных знаний как фактора построения профессиональной траектории, в том числе и образовательных организаций осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечении законности и правопорядка; - имеет представление о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении; - имеет представление о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владеет основными способами предупреждения опасных ситуаций; знает порядок действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
- имеет представление о важности соблюдения правил дорожного движения всеми участниками движения, правил безопасности на транспорте. Знает правила безопасного поведения на транспорте, умеет применять их на практике, знает порядок действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транспорте;
- знает способы безопасного поведения в природной среде; умеет применять их на практике; знает порядок действий при чрезвычайных ситуациях природного характера; имеет представления об экологической безопасности, ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования;
- знает основы пожарной безопасности; умеет применять их на практике для предупреждения пожаров; знает порядок действий при угрозе пожара и пожаре в быту, общественных местах, на транспорте, в природной среде; знает права и обязанности граждан в области пожарной безопасности;
- владеет основами медицинских знаний: владеет приемами оказания первой помощи при неотложных состояниях, инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья; имеет представления о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знает необходимые действия при чрезвычайных ситуациях биолого-социального и военного характера; умеет применять табельные и подручные средства для само- и взаимопомощи;
- знает основы безопасного, конструктивного общения, умеет различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминогенного характера; умеет предупреждать опасные явления и противодействовать им;
- проявляет нетерпимость к проявлениям насилия в социальном взаимодействии; знает способы безопасного поведения в цифровой среде; умеет применять их на практике; умеет распознавать опасности в цифровой среде (в том числе криминогенного характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и противодействовать им;
- имеет представления об опасности и негативном влиянии на жизнь личности, общества, государства деструктивной идеологии в том числе экстремизма, терроризма; понимает роль государства в противодействии терроризму; умеет различать приемы вовлечения в деструктивные сообщества, экстремистскую и террористическую деятельность и противодействовать им; знает порядок действий при объявлении разного уровня террористической опасности и действий при угрозе или в случае террористического акта, проведении контртеррористической операции |
Индивидуальный, фронтальный, уплотненный устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование; Дифференцированный зачет |